1. Первые аварии по вине автомобильных автопилотов
Ровно год назад, подводя итоги последних 12 месяцев, мы предвещали наступление эры полностью автономных машин. На деле все оказалось несколько сложнее (впрочем, в этом мы с самого начала нисколько не сомневались).
Двухместные робокары из проекта Google X 12 фото
В марте 2016 года Google отчитался о первой аварии, произошедшей по вине его тестового робокара. Беспилотник выехал на встречную полосу, объезжая препятствие, и врезался в идущий навстречу автобус. Машина решила, что тот уступит ей дорогу. К счастью, столкновение было не слишком сильным и в результате него никто не пострадал.
Куда более печальные последствия были у аварии с участием находящегося в режиме автопилотирования седана Tesla Model S. Датчики машины не заметили бликующую на солнце белую фуру, и электрокар на полной скорости въехал прямо под ее кузов. Водитель Model S погиб на месте, а сам седан без верхней части салона пронесся еще несколько сотен метров, пока не слетел с дороги и не врезался в ограждение за ее пределами.
По теме:Tesla-клуб: Смерть во имя веры
Проблемы в испытаниях автопилотируемых автомобилей возникали и ранее, но упомянутые ситуации слишком значительны, чтобы остаться просто статистикой. Государственные регулирующие органы, все еще воспринимающие робокары как возможность снизить аварийность на дорогах, заметно напряглись, а участники отрасли принялись реагировать на произошедшее. Каждый по-своему.
Большинство разработчиков стали вести себя более осторожно, но Tesla, которая оказалась под ударом в первую очередь, пошла ва-банк. С 2017 года все новые автомобили Tesla будут оснащаться усовершенствованными камерами и радарами, которые позволят машинам стать не полу-, а полностью автономными. Теоретически.
Tesla уже публикует видео с испытаниями своих робокаров, но устанавливать соответствующее ПО на «гражданские» автомобили пока не торопится. Дескать, сначала должны завершиться все тесты и быть получены все разрешения и согласования у соответствующих органов. Чтобы в случае чего компания могла защититься этими бумажками.
Что касается технической части, с ней якобы уже все готово. Пиар? Может быть, но кто знает.
2. Отказ Apple и Google от собственных робокаров
Технологические гиганты Apple и Google пошли другим путем. Возможно, это и не было непосредственной реакцией на шумиху вокруг опасно ошибающихся робокаров, но сначала одна, а потом другая компании вдруг решили не лезть в область автомобилестроения. Apple – по слухам (с разработкой робокара в Купертино пока по-прежнему ничего не ясно), а Google – вполне официально.
По теме:Почему Apple не станет автопроизводителем?
Это не значит, что конкуренты из Калифорнии передумали заниматься автомобильными автопилотами. Просто они решили сосредоточиться на том, что умеют лучше всего. То есть на разработке программного обеспечения. А эти странные повозки на колесах им будут предоставлять существующие автомобильные заводы.
Или точнее, Apple и Google будут предоставлять последним свое ПО. Google, например, под новым брендом Waymo.
3. Провал Top Gear и взлет The Grand Tour
2015 год запомнился гибелью самого знаменитого автомобильного телешоу в мире Top Gear. По крайней мере, в том виде, в котором мы все его знали.
2016 год запомнится не самыми удачными попытками BBC перезапустить передачу и триумфальным возвращением Джереми Кларскона, Джеймса Мэя и Ричарда Хаммонда в бизнес на Amazon Prime. Бизнес, к слову, весьма прибыльный для троицы ведущих и весьма затратный для Amazon. Но успешный.
По теме:«Я бы мог удовлетворить лошадь». Джереми Кларксон вернулся с новым шоу
4. Увольнение Бу Андерссона из АвтоВАЗа
Российский автопром к концу 2016 года начал приподнимать голову после затяжного падения последних... пары десятков месяцев.
Но главным событием на нашем рынке стали злоключения АвтоВАЗа в юбилейный, сотый год своего существования. В марте из-за рекордных убытков, поставивших под угрозу функционирование предприятия, и слишком радикальных мер по сокращению расходов, которые не понравились местным властям из-за угрозы социального взрыва, со своего поста был уволен президент АвтоВАЗа Бу Андерссон.
По теме:АвтоВАЗ 50 лет спустя. Кому нужен советский автогигант
Ему на смену пришел французский специалист Николя Мор. Ранее он возглавлял румынскую Dacia — бюджетный суббренд компании Renault. Пока о каком-то существенном прогрессе под его началом говорить сложно, но активные действия по спасению автогиганта предпринимают все стороны. Главный акционер Renault – деньгами, государственные структуры – списанием долгов, а сам завод продолжил сокращать издержки и на практически сольном автосалоне в Москве представил целую серию концептуальных автомобилей на базе новых Xray и Vesta. Еще одна знаковая новинка ММАС-2016 — прогрессивная система он-лайн сервисов для «подключенных» автомобилей Lada Connect.
5. Закат автосалонов
К слову об автосалонах. Участь быть пропущенным ведущими автомобильными марками постигла не только автосалон в Москве, но и куда более крупные автошоу. Например, Париж-2016 недосчитался Aston Martin, Ford, Mazda, Volvo, Lamborghini, Mclaren, Bentley и Rolls-Royce.
Девушки Московского автосалона-2016 59 фото
Итало-американский концерн Fiat Chrysler Automobiles решил провести премьеру нового автомобиля не 8 января 2017 года на домашнем автосалоне в Детройте (то есть в родном городе), а на выставке электроники CES-2017 в Лас-Вегасе на пару дней раньше. Причиной этому стала вовсе не спешка, а уверенность производителя в том, что его высокотехнологичное творение более соответствует духу CES, чем скучного традиционного автосалона. В свою очередь, французская Renault заявила, что пропустит осенний автосалон во Франкфурте 2017 года.
По теме:Автосалоны могут уйти в историю
Судя по всему, массовые автомобильные выставки утрачивают свое значение как площадки для презентации автомобильных новинок. Участие в них дорого, они не поддерживают множество востребованных и современных форматов общения с клиентами (например, тест-драйвов), они не позволяют компаниям выделиться из толпы и обратиться напрямую к своей аудитории. Неудивительно, что Lamborghini, Mclaren и Bentley не приехали в Париж: машины этих марок раскупают задолго до официальной премьеры, и уж точно не те люди, которые приходят на автосалоны в дни публичных посещений.
6. Экологизация сверху
Ну и новость, скажете вы. Государственные регуляторы всех прогрессивных стран уже давно давят на автопроизводителей, вынуждая тех снижать уровень вредных выбросов дизельных и бензиновых моторов.
Но никогда еще власти стран и городов не заявляли столь массово о планах вообще запретить использование двигателей внутреннего сгорания уже к 2025 году. Сначала об этом заговорили в Нидерландах, затем – в Норвегии , а позже к ним присоединились главы городов Париж, Мехико, Мадрид и Афины
Пока о настоящих запретах речи не идет, но само намерение, высказанное в публичном поле, уже о многом говорит. Мы решили подготовится к наступлению эры без ДВС и изучили нюансы владения электрическими автомобилями здесь.
7. Разгромная победа Hyundai Creta над Renault Kaptur
Мы уже поговорили о российском автомобилестроении, пришло время выбрать главное событие на российском автомобильном рынке.
Кроссовер Renault Kaptur для России 18 фото
И тут в центре внимания летняя презентация двух локализованных компактных кроссоверов зарубежных марок: Renault Kaptur и Hyundai Creta. Завязавшаяся конкурентная борьба разрешилась весьма предсказуемым образом.
Симпатичный Kaptur уступил мастодонту российского рынка – корейской Hyundai и ее новому вседорожнику. Creta сразу вошла в список бестселлеров после старта продаж в конце августа.
Обзоры тест-драйвов французского вседорожника смотрите здесь, а корейского паркетника — тут.
8. Опасное вождение и другие ограничения
«Опасное вождение» в обучающем видео Смотреть видео
В 2016 году свод правил дорожного движения в России пополнился новым термином: опасное вождение. Теперь за хамское поведение на дорогах будут наказывать. Предположительно — на 5 тысяч рублей (пока законопроект о размере штрафа не рассмотрен в Госдуме). То есть на данный момент запрет существует, но штрафы за «шашки», «грядки» и «нервяки» пока не выписываются. Что изменит запрет на опасное вождение, LiveCars.Ru постарался оценить в своем материале.
Вместе с обсуждением штрафов за опасное вождение, Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект об отъеме прав за 3 грубых нарушения в течение года.
Пока в число таких нарушений входят превышение допустимой скорости на 40 км/ч и более, нарушения на железнодорожных переездах, езда по встречным трамвайным путям, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил маневрирования, выезд на встречную полосу и непропуск пешеходов. Но список непростительных прегрешений еще может быть смягчен и урезан.
Помимо неаккуратных водителей, парламентарии намерены поразить в правах новичков со стажем вождения менее 2 лет. Им запретят буксировать прицеп и перевозить пассажиров на мотоцикле.
Наконец, в декабре Госдума приняла закон об ужесточении ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Повторно пойманные за вождение в нетрезвом виде водители теперь могут сесть в тюрьму на срок до 2 лет.
9. Реформа ОСАГО
В течение года профильные ведомства под нажимом страховых организаций готовили реформу системы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). В нынешнем своем виде этот бизнес оказался невыгоден страховым компаниям из-за обилия оспариваемых через суд размеров денежных выплат.
Теперь ущерб пострадавшему в ДТП будут возмещать не деньгами, а ремонтом. К слову сказать, редакцией законопроекта ко второму чтению в Госдуме оказались недовольны все: и страховщики, и организации по защите прав автомобилистов.
По теме:Согласованы поправки в закон о возмещении ущерба по ОСАГО ремонтом
Видимо, так и должна выглядеть золотая середина. Но мы тут видим явный перекос в пользу страховых организаций.
10. Платные въезд и стоянка
Еще одна важная новость от российских парламентариев – принятие в первом чтении законопроекта о платном въезде в города. Нам долго обещали, что этого никогда не случится, и вот, когда выборы уже позади, неминуемое начало происходить.
Теперь города смогут сами устанавливать плату за проезд по улицам или вообще въезд на свою территорию. Обязательное наличие бесплатной альтернативы больше не требуется.
Впрочем, уже и без соответствующего закона Москва планомерно выдавливала автомобилистов за свои пределы. Стоимость платных парковок в центре возросла вдвое, а список улиц, на которых стоять теперь можно только за деньги, удлинился еще на 206 пунктов.
Преимущественно речь идет о местах большого скопления народа у торговых центров, но платными стали и обочины дорог в спальных районах, например в Измайлово.
Напомним, расширение зоны платных парковок официально ставит своей целью разгрузить дороги, освободить парковочные места для местных жителей и сократить объем маятниковых автомобильных поездок «дом-работа-дом». Как этому может помочь введение платы за стоянку в спальных районах – не до конца понятно. Зато это позволяет городу пополнить бюджет.
Примеру Москвы намерены последовать и другие регионы. В Московской области тоже готовятся к организации «удобной парковки», расширению парка эвакуаторов и введению штрафов за парковку на газонах.
Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram