Токио-2017НовостиФотогалереиВидео
РобокарыЭлектрокарыКонцептыНа обочине
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • Водить опасно: что изменит запрет на опасное вождение

    LiveCars.Ru разбирается, станут ли дороги безопаснее после того, как «шашки» и «воспитательство» окажутся вне закона

    Опасное вождение
    Опасное вождение
    30 мая премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал наделавший много шума законопроект, вводящий пункт 2.7 ПДД такое понятие, как «опасное вождение». С 8 июня вне закона окажутся многократные резкие перестроения при интенсивном движении, невынужденные резкие торможения, несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала, а также невыполнение при перестроении требования уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом движения (подрезание) и препятствование обгону.

    С начала обсуждения законопроекта до его принятия прошло больше трех лет. Перед тем, как окончательно определиться с формулировкой поправок, правительство запустило специальную комиссию и организовало обсуждение того, что должно входить в понятие «опасное вождение».

    Дискуссия действительно оказалась очень бурной, хотя сложно сказать, насколько мнение рядовых граждан и экспертов на самом деле повлияло на результат. По крайней мере, одни из лидирующих в обсуждении нарушений – езда по обочинам и раздражающее опытных водителей слишком медленное движение по центральным полосам – в финальную редакцию законопроекта не попали. Очевидно, как не создающие угрозу гибели или ранения людей и причинения различного рода материального ущерба.

    Текст определения

    «Опасное вождение» в обучающем видео Смотреть видео

    Чтобы как-то примирить публику с запретом лихачества и асоциального поведения на дороге (и где же теперь отводить душу?), правительство выложило в сеть видеоролики с примерами агрессивного вождения, раздав составляющим его нарушениям «популяризующие» прозвища. Не всегда очевидные – если резкие перестроения в народе действительно иногда называют «шашками» (хотя чаще – «вышиванием»), то почему подрезания нарекли «нервяками», уже не совсем понятно.

    Итак, что же изменится на российских дорогах после того, как опасное вождение окажется под запретом?

    До осени – вообще ничего. Хотя сам запрет начнет действовать с 8 июня, ответственность за его нарушение планируется прописать в КоАП только в осеннюю сессию Госдумы. Пока вилка достаточно велика: от символического штрафа в 500 рублей до штрафа от 5 тысяч рублей и более или вообще лишения прав.

    Увы, но эксперты отрасли, даже из тех, кто поддерживает новую норму в принципе, сомневаются в том, что новый запрет поможет сделать дороги безопаснее. Давайте разберемся, почему.

    Субъективность

    Главная претензия автовладельцев и организаций, представляющих их интересы – неоднозначность формулировок, допускающая субъективную трактовку. То есть, даже необходимые маневры могут показаться другим участникам движения или сотрудникам ГИБДД нарушениями, попадающими под определение «опасное вождение».

    Например, водителя, пытающегося объехать все ямы на разбитой дороге, не сбить выскочившую из кустов кошку или избежать столкновения с вылетевшим из-под колес впередиидущего автомобиля камнем по новым нормам тоже можно привлечь к ответственности. В этой ситуации должно спасти слово «неоднократное», но ведь и ямы на дороге часто встречаются одна за другой. К тому же стороннему наблюдателю (например, сотруднику полиции или человеку во встречном автомобиле) неоднократность вообще может быть невидна. А как понимать «неоднократное несоблюдение дистанции» — это вообще отдельный вопрос.

    И это в Калифорнии

    В российском определении «опасного вождения» отсутствует еще одно слово, которое, казалось бы, логически должно было там появиться – злонамеренность. В законодательствах других стран, предусматривающих наказание за агрессивное вождение, разделяются понятия «неосторожного» и «агрессивного» вождения. Первое подразумевает непредумышленное нарушение ПДД, а второе – умышленное. И наказание за него значительно строже, вплоть до тюремного заключения. Такое деление существует в некоторых штатах США, в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии и Сингапуре.

    Впрочем, определение злонамеренности опасного поведения на дороге тоже задача не из простых.

    Дублирование

    Эксперты отмечают, что ряд действий, попадающих под новое определение «опасного вождения», уже и так запрещены ПДД. И тот факт, что их потребовалось запрещать повторно, недвусмысленно намекает на то, что борьба с ними ведется неэффективно.

    Например, пунктом 9.4 ПДД давно запрещены частые перестроения при интенсивном движении. Менять полосу в таких случаях можно только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. За нарушение предусмотрен штраф в размере 1500 рублей, но в реальности за такое наказывают крайне редко.

    Запрещено и резко тормозить перед идущим позади автомобилем, но на деле ответственность за такой маневр в случае ДТП ложится на въехавшего. Его штрафуют за несоблюдение безопасной дистанции, то есть еще за один пункт нового определения. Но и это нарушение карается лишь в том случае, если авария уже произошла.

    В ПДД есть довольно много полезных, но недействующих норм. Например, езда по тротуарам чревата штрафом в размере 2000 тысяч рублей, который мало кого останавливает, а за разговор по телефону за рулем полагается штраф в 1500 рублей. Но дороги полны общительных водителей, а процент протоколов, выписываемых за это нарушение, держится на уровне статистической погрешности.

    Хороший пример опасного вождения

    Неизмеримость

    Некоторые нарушения, вошедшие в новое определение, не имеют четко прописанных критериев. Они понятны умозрительно, но только не в том случае, когда дело доходит до юридического рассмотрения.

    Именно поэтому не работает уже существующий запрет на несоблюдение безопасной дистанции. Сейчас за его нарушение штрафуют только при ДТП. И это логично. Столкновение – единственный четкий критерий в данной ситуации.

    Понятие безопасной дистанции нигде не определено. Не прописано, как измерить безопасное расстояние в метрах, как оно зависит от изменения скорости движения. Если уж на то пошло, тормозной путь автомобилей тоже отличается в зависимости от эффективности тормозов, дорожного покрытия, погодных условий и прочего, то есть расстояние, которое в одном случае окажется безопасным, в другой ситуации будет недопустимым. Даже если законотворцы озаботятся этим вопросом и вооружатся дальномерами и справочниками, в каждой отдельной ситуации опасность придется определять на глазок.

    Самая же интересная часть определения содержится в его конце: «…если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». Иными словами, все обсуждаемые действия вообще не считаются нарушениями, если не создают угрозу повреждения и ранений. Критерии же оценки такой угрозы никак не определены и остаются на усмотрение участников, у которых порог восприятия опасности может сильно различаться.

    Супертрюки на квадроцикле Polaris RZR Смотреть видео

    Из этого следует еще одно популярное среди экспертов опасение в том, что новый закон просто не будет работать. Как и в случае с дистанцией, штрафы за новое нарушение будут выписываться уже по факту. После аварии, произошедшей из-за агрессивного поведения одного из участников на дороге. И мы вновь получаем провал в направлении профилактики ДТП и новые штрафы лишь как дополнительный источник пополнения государственной казны.

    Недоказуемость

    В ряде западных стран для того, чтобы быть пойманным за опасное вождение, достаточно, чтобы его свидетелем стал полицейский. Например, во Франции оценка того, ухудшают ли действия водителя дорожную безопасность, полностью находится на усмотрении дорожного инспектора.

    В России же, где не принято доверять никому, а уж тем более – сотруднику ГИБДД, особо животрепещущим становится вопрос доказуемости правонарушения. Если проблем с фото- и видеофиксацией нарушений скоростного режима, правил парковки и пересечения сплошной у сотрудников ДТП давно нет, то зафиксировать с одной точки «неоднократные перестроения при интенсивном движении» может быть сложнее.

    По теме:Видеорегистратор как свидетель

    Именно поэтому, как считается, правительство уже приняло под новый законопроект поправку в КоАП, согласно которой записи со смартфонов и видеорегистраторов стали полноценными доказательствами в суде по делам об административных правонарушениях.

    Весьма популярные в России записывающие устройства в автомобилях отныне становятся еще более важными. Ведь теперь их можно предъявить в суде как контраргумент в споре с инспектором ГИБДД, несправедливо обвиняющим вас в агрессивном поведении за рулем. Есть у этой истории и обратная сторона: любой, пожелавший «прищучить» лихача на дороге, может предъявить в доказательство запись со своего смартфона или видеорегистратора. Теоретически.

    По теме:Дорожные камеры в Москве теперь считывают задние номера

    Кроме того, дорожные камеры становятся все сообразительнее. Если раньше они наказывали только за превышение скорости, то теперь список распознаваемых ими нарушений пополнился проездом на красный свет, поворотом без перестроения в нужный ряд, выездом за стоп-линию и ездой по обочинам.

    Кстати, именно данные комплексов фото и видео фиксации, а также аппаратуры, установленной в автомобилях дорожной инспекции, используются при наказании агрессивных водителей в Германии.

    С февраля 2016 года в пилотном режиме несколько камер в столице России тоже начали снимать лихачей, совершающих резкие перестроения. Очевидно, в таких случаях нарушителя будут наказывать не сразу, а через некоторое время, как со штрафами за превышение скорости. К такой схеме претензия очевидна: запрет опасного вождения нацелен на сокращение числа ДТП на дорогах. То есть, лихача, создающего аварийно опасную ситуацию, надо ловить сразу, иначе его действия могут стать причиной аварии с пострадавшими.

    Алгоритм с дорожными камерами эту проблему не решает. За это сообщества автомобилистов уже отнесли новый закон к списку инициатив, нацеленных на то, чтобы под благовидным предлогом создать новый способ пополнения бюджета за счет граждан. По их мнению, штрафы за опасное вождение не сделают дороги менее опасными, но увеличат число легальных способов отъёма денег у населения.

    По теме:За троекратное нарушение ПДД будут лишать прав

    Любопытно, изменятся ли их взгляды, если за опасное вождение решат наказывать лишением прав или если опасное вождение попадет в перечень «грубых нарушений», за троекратное нарушение которых будут отстранять от «баранки» на год или полтора.

    Коррупционность

    Если же наблюдения дорожного инспектора будут признаны достаточными, а наказание окажется достаточно суровым (например, лишение прав на месте, как предлагал в ходе обсуждения законопректа глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов), мы получаем к новому закону серьезную коррупционную составляющую.

    В принципе, в России любой закон, подразумевающий роль одного человека в решении судьбы другого, по умолчанию можно считать коррупционным. Но о степени субъективности даже очень честных инспекторов ГИБДД можно всерьез беспокоиться, если перед ними стоит задача пополнить статистику пресечений определенного типа правонарушений, то есть отчитаться об оформлении определенного числа «опасных водителей».

    И это даже без учета нечистоплотных стражей правопорядка, вознамерившихся улучшить свое финансовое положение или польстившихся на предложение лихача (который по определению злодей и человек без принципов) решить вопрос на месте.

    Универсальный измеритель степени опасности

    Дискриминационность

    И даже при всех замечаниях к закону и сомнениях в том, что он вообще будет работать, очевидны его главные жертвы. Проще всего поймать за нарушение новой нормы будет мотоциклистов.

    Видео «Грядки» на специальном сайте правительственной комиссии, демонстрирующее ужасы несоблюдения бокового интервала, посвящено именно мотоциклистам. В нем водитель двухколесного транспортного средства картинно встает «на дыбы», демонстрируя зрителю свою агрессивность, но в целом делает то же, что и большинство мотоциклистов – едет по разделительной линии между попутными полосами движения.

    По мнению ряда специалистов, иногда именно в этом месте мотоциклисту находиться безопаснее всего. Более того, большинство владельцев мототранспорта предпочитают мотоциклы именно за возможность объезжать пробки между стоящими автомобилями. Запрет же предполагает, что седок на мотоцикле должен покорно дышать выхлопным газом стоящего спереди автомобиля, следуя за ним на скорости общего потока.

    Нарушитель

    Законодательства разных стран по-разному смотрят на привычку мотоциклистов ездить между полос. Чаще всего они разделяют понятия lane splitting и lane filtering, то есть езду между полосами на большой скорости и тогда, когда машины стоят или еле движутся в плотном потоке.

    Медленная езда между линиями разрешена в некоторых регионах Австралии, ряде штатов США (например, в Калифорнии) и некоторых странах Европы. Причем в США не действует четкого разделения, а дорожная полиция руководствуется лишь критериями опасности. В разъяснениях на сайте California Highway Patrol указано, что езда между попутными полосами допустима, но должна производиться «безопасным и разумным способом».

    Условно говоря, в нашей редакции закона езду с несоблюдением бокового интервала тоже можно считать нарушением лишь в случае, если она создает угрозу для других участников движения. Но как вопрос будет решаться в реальной жизни, станет понятно только по факту.

    К слову, в Канаде езда между попутными линиями запрещена в любом виде. Может, у них мало мотоциклистов и проблема дорожных пробок не стоит так остро. А возможно, может, первостепенным при введении такого запрета для них стало мнение водителей, а не мотоциклистов. Зачастую мотоцикл, едущий по линии разметки, оказывается в слепой зоне обзора автомобилиста (особенно, если речь о грузовике или большом внедорожнике), и водитель просто не может увидеть препятствие, как бы внимательно он ни смотрел на дорогу.

    Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook

  • Обсудить
  • 0
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • Это интересно
    Читайте по теме
    Самое популярное
    Комментарии
    Самое интересное
    Интересное в сети
    ...
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • Лента
  • Популярное
  • Интересное
  • Вечное
  • Для вас
  • Токио-2017Франкфурт-2017

    Марки

    Acura Alfa Romeo Aston Martin Audi Bentley BMW Bugatti Buick Cadillac Chevrolet Chrysler Citroen
    Dacia Datsun Dodge Ferrari Fiat Ford Honda Hyundai
    Infiniti Jaguar Jeep Kia
    Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lincoln McLaren Maserati Mazda Mercedes MINI Mitsubishi Nissan
    Opel Peugeot Porsche Renault Rolls-Royce
    Seat Skoda Smart SsangYong Subaru Suzuki Tesla Toyota Volkswagen Volvo
    «Китайцы»

    Теги

    Рейтинги Концепты Робокары
    Суперкары Цены Дороги
    Краш-тесты Шпионы Статистика
    Электрокары Гибриды
    Водородные На обочине