Нью-Йорк-2019НовостиФотогалереиВидео
РобокарыЭлектрокарыКонцептыНа обочине
  • 0
  • 4
  • 3
  • 2
  • История успеха: 100 лет BMW

    LiveCars.Ru присоединяется к поздравлениям компании BMW со столетием и вспоминает самые яркие моменты в истории компании

    Реклама седана BMW 1500
    Реклама седана BMW 1500
    В 2016 году марка BMW празднует свое столетие. Даже Mercedes-Benz отдала должное принципиальному конкуренту, поблагодарив его за сто лет соперничества. Правда, при этом она несколько спрямила углы – поначалу BMW вовсе не специализировалась на выпуске машин, а производила авиационные моторы.

    В 1923 году после первой мировой войны баварцы вынужденно перешли на реализацию мотоциклов (по Версальскому договору немцам было запрещено собирать двигатели для самолетов), и только в 1932 году был разработан первый автомобиль марки — BMW 3/15 PS.

    Тяжелое начало

    История BMW началась 7 марта 1916 года, когда Карл Фридрих Рапп зарегистрировал компанию под громким названием «Баварские авиационные заводы» (BFW). До этого Рапп владел скромной фирмой на севере Мюнхена, первым детищем которой стал биплан, оснащенный 90-сильным мотором. Правда, тот аппарат так и не смог взлететь.

    21 июля 1917 года компания была переименована в «Баварские моторные заводы» (Bayerische Motoren Werke, BMW), но смена названия на виде деятельности не отразилась: Рапп продолжил, хотя и не слишком успешно, заниматься авиацией. Война принесла предпринимателю заказы на авиационные двигатели, несмотря на их низкое качество: движки так шумели и вибрировали, что власти Пруссии и Баварии запретили использовать самолеты с двигателями компании на своей территории.

    После войны BMW пришлось тяжело. Условия Версальского договора запрещали Германии выпускать авиамоторы, поэтому компания решила сделать ставку на мотоциклетные двигатели. Ее первой «наземной» моделью в 1923 году стал мотоцикл BMW R32, блиставший сначала на парижском автосалоне, а потом и на мотогонках 20-30 годов.

    BMW R32

    Впрочем, вопреки запрету, BMW не попрощалась и с авиацией. В этой области главным достижением фирмы стал двигатель «Motor-4». Для обхода ограничений его финальная сборка производилась за пределами Германии. В 1919 пилот Франц Димер поднялся на самолете с этим двигателем на рекордную высоту — 9760 метров. Достижения BMW позволили фирме заключить секретное соглашение на поставку авиационных двигателей с Советской Россией.

    В 1928 BMW купила компанию Генриха Эрхардта с заводом в городе Айзенах. На этих мощностях уже с 1904 года по британской лицензии выпускался праворульный автомобиль-коляска Dixi (немецкая версия английского Austin 7). Именно эта машина в переработанном леворульном варианте стала первым автомобилем BMW.

    Двухместная малолитражка с мягкой крышей получила название Dixi 3/15 PS и скромный 20-сильный мотор. Зато BMW впервые в мире оснастила автомобиль четырехступенчатой коробкой передач. Новинка могла разгоняться до 80 километров в час.

    Модель пользовалась популярностью в обедневшей Европе. Ради нее в Германии был запущен второй автомобильный конвейер – первый был у Daimler-Benz.

    BMW Dixi 3/15 PS

    Начало соперничества

    В 1932 году BMW прекратила производство Dixi из-за истечения срока действия лицензии. К этому моменту инженеры компании уже готовили новый автомобиль – предтечу современной 3-Series. BMW 303 дебютировал в 1933 году на Берлинском автосалоне. Он стал первой моделью BMW с шестицилиндровым мотором (правда, весьма компактным – всего 1,2 литра) и первым автомобилем, заложившим узнаваемый фирменный стиль баварской марки. Максимальная заявленная скорость новинки составляла 100 километров в час.

    BMW 303

    Следующей звездой BMW стал родстер под номером 326. После своего выхода в 1936 году модель принесла компании славу производителя спорткаров. Именно тогда (то есть 80, а не 100 лет назад) и началось соперничество BMW и Mercedes-Benz. В пику лозунгу конкурента «Автомобиль для пассажиров» баварцы взяли себе девиз «Автомобиль для водителя». («Sheer Driving Pleasure»; «С удовольствием за рулем»).

    По своим временам родстер BMW 326 был по-настоящему новаторским. Модель использовала трубчатую раму, шестицилиндровый мотор с головкой блока цилиндров из легких сплавов и клапанным механизмом со штангами и при этом по-настоящему роскошный салон. 1125-килограммовая модель разгонялась до 115 километров в час и расходовала по 12,5 литра топлива на сто километров. К 1941 году BMW успела выпустить рекордные для себя 16 тысяч экземпляров 326 в кузове «родстер» и «кабриолет».

    BMW 326

    Спасение от Mercedes

    В ходе Второй мировой войны BMW пострадала больше других немецких производителей. Ее завод в Мюнхене был почти полностью разрушен, а предприятие в Айзенахе перешло под контроль СССР. В борьбе за выживание на уцелевших после войны мощностях фирма наладила производство велосипедов, подсобной техники и даже посуды.

    Юбилейный прототип BMW Vision Next 100 36 фото

    Первой послевоенной машиной BMW стал мотоцикл R24, построенный на базе старых моделей, но с урезанным одноцилиндровым мотором (250 кубических сантиметров). BMW R24 начал сходить с конвейера в 1948 году и к 1951 году компания продала 18 тысяч экземпляров мотоцикла. Затем линейка мототехники BMW расширилась за счет моделей R-51, R-67 и спортивного R-68, разгоняющегося до 160 километров в час.

    Однако, этого было недостаточно. Чтобы хоть как-то свести концы с концами в 1955 году баварцы начали по лицензии выпускать яйцеобразный итальянский трехколесник Isetta. Бюджетная модель быстро завоевала популярность в Европе. В 1959 году инженеры марки догадались установить на «Изетту» 32-сильный двигатель от спортивного мотоцикла R67. С ним трехколесник мог разгоняться до 125 километров в час.

    BMW Isetta 250

    Поверив в успех, ВMW решила вернуться в сегмент премиальных автомобилей. Были выпущены крупные спортивные автомобили моделей 501, 502 (для женщин), 503 и 507. Однако, все их объединяли непомерно высокие ценники, не позволявшие конкурировать с машинами Mercedes. Компания вновь оказалась на грани краха.

    BMW празднует 40-летие 3-Series Смотреть видео

    В 1959 году финансовые неудачи чуть не вынудили BMW объединиться с Mercedes-Benz. Однако, против решения совета директоров компании выступили миноритарные акционеры и даже официальные дилеры. После реструктуризации компания решила отказаться от своих премиальных амбиций и сосредоточиться на выпуске авиационных двигателей и автомобилей для среднего класса.

    Активное сопротивление уберегло компанию от поглощения конкурентом. С большим трудом собрав средства, инженеры BMW разработали и построили несколько экспериментальных экземпляров компактного спортивного автомобиля BMW 1500.

    Легкий седан с 1,5-литровым 80-сильным мотором и независимой подвеской был представлен в 1961 году на автосалоне во Франкфурте, где произвел настоящий фурор. Всего за несколько недель компания получила 20 тысяч заказов на новинку. За год компания продала почти 24 тысячи экземпляров 1500 – максимум, на который были способны ее производственные мощности.

    BMW 1500 на автосалоне во Франкфурте

    Успех 60-х

    Шестидесятые годы XX века стали самым успешным периодом в истории BMW. Компания активно развивала свою линейку моделей и совершила целый ряд достижений.

    Во-первых, марка выпустила целое семейство моделей BMW 2000. Все они оснащались двухлитровым четырехцилиндровым мотором мощностью от 120 лошадиных сил, но имели разные типы кузова и варианты оснащения.

    Сборка BMW — это музыка Смотреть видео

    Во-вторых, к 1968 году BMW вернулась к производству 6-цилиндровых двигателей. Компания презентовала большие седаны 2500 и 2800 с 2,5-литровыми рядными «шестерками», способные уже в базовой версии разгоняться до более 200 километров в час. Таким образом, марка вновь вошла в сегмент премиальных спортивных моделей.

    В-третьих, в 1968 году баварская марка приступила к строительству собственной штаб-квартиры в центре Мюнхена, завершившемуся в 1972 году, к началу Олимпийских игр. Башня высотой 101 метр насчитывала 22-этажа и по форме напоминает четырёхцилиндровый двигатель, а расположенный рядом музей – головку блока цилиндров. Небоскреб оставался самым высоким зданием в Мюнхене до 1981 года.

    Штаб-квартира BMW с высоты птичьего полета

    В тот же период баварцы приступили к разработке первой серийной модели с турбомотором — 2002 Turbo. Четырехцилиндровый 2-литровый движок оснащался турбонагнетателем KKK BLD и развивал 170 лошадиных сил при 5800 оборотов в минуту. В связке с ним работала четырехступенчатая «механика», а за торможение отвечали дисковые тормоза спереди и барабанные сзади.

    Седан BMW 2002 Turbo увидел свет в 1973 году и выпускался до 1975 года (всего было продано 1672 экземпляров модели). Он был таким быстрым, что в компании решили украсить его передний бампер надписью «2002 Turbo» в зеркальном отражении, чтобы водители спереди видели ее приближение в зеркале заднего вида и могли уступить резвому преследователю дорогу.

    BMW 2002 Turbo

    Новейшая история

    В 70-х годах XX века сформировалась современная линейка моделей BMW: компания начала предлагать автомобили 3-й, 5-й, 6-й и 7-й серий.

    Достижения

    Гоночный концепт BMW 3.0 CSL Hommage R 28 фото

    Купе BMW 3.0 CSL, выпускаемое с 1973 года, впервые получило шестицилиндровый двигатель BMW с четырьмя клапанами на цилиндр и антиблокировочную систему тормозов. Прогрессивная начинка позволила модели одержать победу в шести европейских чемпионатах.

    Также BMW стала изобретателем электронной системы регулировки мощности двигателя, а с 1995 году все автомобили BMW уже «в базе» оснащаются противоугонной системой и подушкой безопасности для переднего пассажира. В том же году BMW впервые начинает выпускать универсал 3-Series Touring с ходовой частью, практически полностью изготовленной из алюминия.

    Наконец, BMW принадлежит патент на электрическую турбину.

    BMW M

    Первая модель BMW из линейки M – купе BMW Project M1 (E26) – появилась в 1979 году и первоначально предназначалась только для гоночных соревнований. Однако, ради участия в гонках автопроизводителю пришлось выпустить и серию из 453 гражданских машин.
    Внешность новинки была разработана в сотрудничестве с итальянским дизайнером Джорджио Джуджаро.

    Содержимое моторного отсека первой «Эмки» было еще интереснее – 3,5-литровый мотор мощностью 455 лошадиных сил (в гоночной версии). Гражданская модификация имела отдачу 277 лошадиных сил и ускорялась до «сотни» за 6 секунд. Максимальная скорость – 260 километров в час.

    BMW M1 E26

    Увы, финансовые проблемы Lamborghini – партнера BMW по сборке M1 – и конфликт с новым контрагентом не позволил спорткару вписаться в изначальные сроки. Вместо 1978 года модель была готова лишь к 79-му и не успела к успела к изменению регламента соревнований. Серийные продажи купе тоже провалились из-за того, что часть клиентов просто не дождалась выхода новинки. В итоге вместо запланированных 800 экземпляров компания продала лишь 453.

    Коллекция «Арт-каров» BMW 45 фото

    Тем не менее, это не помешало купе стать культовым. Гений поп-арта Энди Уорхол даже включил BMW M1 в свою коллекцию разукрашенных автомобилей Art Car Andy Warhol.

    BMW Z

    В 1988 году BMW начинает производить родстеры с литерой Z в названии (от немецкого Zukunft — будущее). Первой подобной моделью стал BMW Z1 с удивительными сдвигающимися вниз дверями.

    BMW Z1

    BMW M3 и Том Круз в «Миссия невыполнима-5» Смотреть видео

    Вторым в 1996 году стал родстер BMW Z3. Именно эту модель BMW впервые оснастила дизельным двигателем. Модель стала знаменитой после съемок в фильме о Джеймсе Бонде «Золотой глаз». «Автомобиль Бонда» за 6 лет производства разошелся внушительным тиражом в 297 тысяч экземпляров.

    Следующий Z – BMW Z8 – был выпущен в 1999 году и больше походил на суперкар. Родстер с 5-литровым V8 мощностью 400 лошадиных сил вновь пришелся по душе Джеймсу Бонду. На этот раз в фильме «И целого мира мало».

    Родстеры BMW в фильмах о Бонде

    BMW X

    «Заряженный» кроссовер BMW X5 M 16 фото

    В том же 1999 году BMW стала изобретателем нового класса машин – SAV. Аббревиатура расшифровывается как Sports Activity Vehicle (спортивный автомобиль для активного отдыха). Первым представителем своего класса стал кроссовер BMW X5, построенный на платформе 5-Series.

    После презентации на Детройтском автосалоне автомобиль с несущим кузовом и увеличенным дорожным просветом сразу завоевал популярность во всем мире и стал одной из самых продаваемых моделей марки.

    Что сейчас

    В настоящее время BMW принадлежат пять заводов в Германии и еще 22 за ее пределами.

    В течение последних 30 лет из всех автомобильных компаний только BMW каждый год показывает рост прибыли. До кризисного 2009 года рекордсменом по этому показателю была Toyota (70 лет с прибылью).

    Сборка BMW X3, X5 и X6 на заводе в Спартанбурге

    Статья подготовлена с использованием материалов Bimmerfest, Bloomberg, Allcarz, Aliksan и 365cars.ru.

    Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram

  • Обсудить
  • 0
  • 0
  • 4
  • 3
  • 2
  • Это интересно
    Читайте по теме
    Самое популярное
    Самое интересное
    Интересное в сети
    ...
  • 0
  • 4
  • 3
  • 2
  • Лента
  • Популярное
  • Интересное
  • Вечное
  • На обочине
  • Нью-Йорк-2019Шанхай-2019

    Марки

    Acura Alfa Romeo Aston Martin Audi Bentley BMW Bugatti Buick Cadillac Chevrolet Chrysler Citroen
    Dacia Datsun Dodge Ferrari Fiat Ford Honda Hyundai
    Infiniti Jaguar Jeep Kia
    Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lincoln McLaren Maserati Mazda Mercedes MINI Mitsubishi Nissan
    Opel Peugeot Porsche Renault Rolls-Royce
    Seat Skoda Smart SsangYong Subaru Suzuki Tesla Toyota Volkswagen Volvo
    «Китайцы»

    Теги

    Рейтинги Концепты Робокары
    Суперкары Цены Дороги
    Краш-тесты Шпионы Статистика
    Электрокары Гибриды
    Водородные На обочине