
Обычно обзор одного плоского зеркала заднего вида не превышает 15–17 градусов, что оставляет значительные слепые зоны. Сферические зеркала, которые часто можно увидеть в качестве дополнительных на американских школьных автобусах, обеспечивают куда большую степень обзора, но при этом деформируют масштаб и по ним сложно понять, на каком расстоянии находится объект.
Во многих немецких автомобилях, в частности BMW, применяются асферические зеркала. Они разделены на зону «А» и зону ». Ближняя к водителю и бóльшая по размеру зона «А» представляет собой обыкновенное зеркало с 15 градусами обзора, а поле » (дальний от водителя край зеркала) выгнуто с постепенным увеличением кривизны по мере приближения к краю зеркала. Благодаря этому в зоне » просматривается увеличенный сектор пространства.
Параллельный подход, типичный для некоторых японских автомобилей, использует в основном плоские зеркала, довольно резко уменьшающие все видимые в них предметы, но делающие это без искажения пропорций. Увеличение обзорности при этом не превышает 20 градусов. Кроме того, эти зеркала могут запутать непривычного к ним водителя, поскольку затрудняет оценку расстояний из-за искусственного уменьшения изображения.
В США, впрочем, всё это экзотика: со стороны водителя зеркало может быть только плоским, то есть с большими слепыми зонами. Даже правое боковое зеркало может быть асферическим или широкозахватным лишь при наличии надписи «Отраженные предметы ближе, чем кажутся».
Эндрю Хикс, математик из Университета Дрексела, рассчитал форму зеркала, позволяющего избежать проблем искажения пропорций и одновременно дающего самый широкий из возможных углов обзора. Его зеркало состоит из множества элементов, направленных под слегка разными углами подобно фасеткам в глазах насекомого. Они очень малы, и заметить их невооружённым взглядом нельзя. Тем не менее это зеркало без слепых зон уменьшает предметы, полностью избегая любых искажений пропорций. Прямые линии в таком зеркале остаются прямыми, и перспектива полностью сохраняется.
Изображение не искажается при любых перемещениях головы водителя относительно зеркала, чем грешат модели BMW.
И все-таки в новом зеркале при той же площади отражающей поверхности предметы кажутся меньше, оценка расстояния перестаёт быть интуитивной и будет нормально функционировать только после привыкания к габаритам и изменённому масштабу.
Что касается американских законов, запрещающих такие зеркала с водительской стороны, то они требовательны лишь к производителям. Покупатель после приобретения автомобиля может поменять в нём зеркала на какие угодно. Кроме того, профессор рассчитывает на сотрудничество с европейскими и японскими производителями, лишёнными подобных ограничений.
Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram