Дорого или медленно: судьба платных трасс в России

LiveCars.Ru разбирается с проблемами строительства и функционирования платных трасс в России и не видит альтернативы

Пункты взимания платы за проезд по трассе М11
Пункты взимания платы за проезд по трассе М11 novostimira.net
После того, как губернатор Московской области Андрей Воробьев назвал тарифы на участке платной трассы от Москвы до Солнечногорска «катастрофой», а Генпрокуратура предложила правительству ввести на них искусственные ограничения, концессионер трассы («Северо-Западная концессионная компания») анонсировал скорое введение «скидочных» тарифов.

Драконовские тарифы на М11

В настоящее время за проезд легкового автомобиля по трассе М11 от МКАДа до аэропорта «Шереметьево» (около 10 километров) в зависимости от времени суток взимается плата от 80 до 250 рублей, а за весь 43-километровый участок до Солнечногорска – от 160 до 500 рублей.

Владельцы транспордеров, оплачивающие проезд бесконтактным способом, получают скидку в 20% на первые 20 поездок, 50% — на следующие 10 поездок (с 21 по 30), 60% — на поездки с 31-й по 44-ю и 70% — при совершении поездок с 45-й по 50-ю. Такую систему предусматривает тариф «Мой маршрут», поездки по которому накапливаются в течение месяца, а по его завершении подсчет их числа начинается заново.

В результате, по подсчетам издания «Автовзгляд», если каждый день ездить из Москвы в «Шереметьево», стоимость проезда снижается до 175 рублей, а из Москвы – в Солнечногорск – до 350 рублей.

Для сравнения, проезд по платному 72-километровому участку скоростной трассы М4 от МКАД до границы Подмосковья обходится всего в 100 рублей.

При этом «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК) не согласна с мнением Прокуратуры о том, что тарифы на новой платной трассе необоснованно завышены. Организация ссылается на условия концессионного соглашения, в котором еще до начала строительства трассы была прописана формула расчета предельных тарифов на ней. Согласно документу, тариф за проезд от МКАДа до Солнечногорска может достигать 700 рублей. То есть, концессионер в эти рамки вполне укладывается.

Трасса М11 Фото: Яндекс.Панорамы

Новые тарифы спасением не станут

Тем не менее, СЗКК все же решила пойти навстречу автомобилистам, разработав три новых льготных тарифа.

Но так кажется лишь на первый взгляд. К примеру, тариф под названием «Простой» для местных жителей предусматривает лишь 20-процентную скидку на проезд (200 рублей до «Шереметьево» и 400 рублей – до Солнечногорска). Размер скидок по тарифам «Корпоративный» для сотрудников компаний, расположенных у трассы, и «Такси» для лицензированных таксистов пока вообще не оговаривается. Известно лишь, что он будет зависеть от числа поездок. Те же, кто ездит по трассе не в каждодневном режиме, могут вообще не рассчитывать на приближение стоимости проезда к адекватному значению.

Не удивительно, что после введения платы за проезд большинство автомобилистов вернулись в пробки на старую «Ленинградку», а новая магистраль пустует. Как сообщает телеканал РБК, концессионер отчитывается о том, что в день по шоссе проезжает от 10 до 11 тысяч машин – крайне низкий показатель для трассы подобного уровня.

Ленинградское шоссе Фото: lisovenko

В итоге концессионер недополучает средства за функционирование трассы. Возможно, именно поэтому, в ходе съемок сюжета РБК о проблемах шоссе 22 января 2016 года трасса оказалась неубранной после снегопада. Из-за этого скорость движения по вполне приличному дорожному полотну пришлось ограничить 100 километрами в час, хотя официально скорость на шоссе ограничена 130 километрами в час. В перспективе ограничение планируется снять вовсе, превратив М11 в первый российский автобан. Но пока с нынешним уровнем обслуживания трассы говорить о достаточном для этого уровне безопасности не приходится.

Убытки для государства и опасность для новых проектов

Между тем, убыточность проекта угрожает финансовому состоянию не только концессионера, но и государства. По сведениям «Автовзгляда», из 60 миллиардов рублей, в которые обошлось строительство 43 километров трассы, 23 миллиардов было профинансировано госбюджетом, а еще 29,2 миллиарда – госбанками «Сбербанк» и «Внешэкономбанк».

Более того, ситуация с пустующей М11 негативно сказывается и на поиске соинвесторов для новых проектов платных трасс. В частности, «Автодор» уже несколько раз переносил сроки тендеров на строительство участков платной объездной трассы ЦКАД вокруг Москвы.

Причина задержек, угрожающих срывом сроков сдачи дорог (все они должны быть введены в эксплуатацию к 2018 году) – неуверенность инвесторов в окупаемости проекта. В итоге конкурс просто остается без участников.

Аналогичная проблема возникла и с поиском строителя для последнего платного участка все той же М11 протяженностью 90 километров от Солнечногорска до Твери.

По мнению экспертов, сложная экономическая ситуация в стране вкупе с опасностью невозврата средств в ходе эксплуатации дороги и спорные положения конкурсной документации ставят под вопрос дальнейшее развитие сети платных дорог в России.

Власти не теряют оптимизма

Тем не менее, местные власти не прекращают строить планы по поводу улучшения дорожной сети в стране за счет строительства платных дорог сторонними инвесторами.

Например, губернатор Московской области Андрей Воробьев в начале января 2016 года объявил о том, что в Подмосковье вскоре будут построены платные железнодорожные переезды. Первые конкурсы по привлечению инвесторов, которые построят, а затем начнут взимать оплату за пересечение железной дороги без пробок, планируется провести уже до конца года.

О тарифах пока ничего неизвестно. Предполагается лишь, что они не будут превышать 100 рублей, что вообще-то достаточно много за пересечение моста с развязкой. При этом окончательную стоимость проезда доверят устанавливать инвестору, поэтому в итоге она вполне может оказаться еще выше.

Наземный переезд через железную дорогу Фото: shatura.ru

Захотят инвесторы принимать участие в этой затее подмосковных властей или нет, вилка все равно вырисовывается довольно мрачная.

В условиях тотальной нехватки бюджетных средств и экономии на всех государственных дорожных проектах (и не только дорожных) бесплатные переезды над или под железнодорожными путями в обозримом будущем вряд ли появятся. Если же за дело все-таки возьмутся инвесторы, вероятнее всего, большинство автолюбителей новенькими мостами смогут разве что полюбоваться со стороны, стоя в привычных пробках перед железнодорожным шлагбаумом.

Дороги Статьи В России Наш автоклуб
вся лента
видеофотоновости
29 сентября, четверг
15:52 Audi Q5 нового поколения Новый Audi Q5 стал на 90 килограммов легче предшественника
15:36 Nissan Micra 2017 26 Новый европейский Nissan Micra
15:02 Nissan Micra Nissan привез в Европу новую версию хэтчбека Micra
14:53 BMW X2 В Париже дебютировал прототип кроссовера BMW X2
14:06 Mercedes Generation EQ concept Инженеры Mercedes построили электрокроссовер будущего
13:18 SsangYong LIV-2 Компания SsangYong показала предвестника внедорожника Rexton
12:27 Renault Trezor Компания Renault представила прототип электрического спорткара
11:47 Hyundai RN30 Concept Концепт-кар Hyundai RN30 получил 380-сильный мотор
11:20 Mitsubishi GT-PHEV Mitsubishi раскрыла технические характеристики GT-PHEV
все новостифотовидео
самое интересное
популярноевыбор редакции
LiveCars.Ru
РекламаКонтактная информация
0 0 0 0 0