Автомобильные многоножки: зачем нужны лишние колеса

LiveCars.Ru рассказывает о самых ярких автомобилях, создателям которых было недостаточно четырех колес

Covini C6W
Covini C6W banzhu.com
Привычный (и даже уже приевшийся) вид легкового автомобиля – две оси, четыре колеса – сформировался не случайно. Такая конструкция оптимальна с технической точки зрения и проверена временем. Но все же она не стала безальтернативной: даже без предварительной подготовки на ум приходит сразу несколько добившихся известности автомобильных «многоножек».

LiveCars.Ru пытается разобраться, для чего инженеры разных времен нарушали классическую схему, устанавливая на свои транспортные средства дополнительные оси и колеса.

Для маневренности

В середине ХХ века, когда личного автотранспорта в США становилось все больше, а парковочного пространства – все меньше, возник необычный феномен: опускающееся из багажника дополнительное колесо. Оно приподнимало задние колеса модных в ту пору очень длинных и маломаневренных седанов, заметно облегчая процесс парковки.

Патент на изобретение, полученный в 1932 году, принадлежит калифорнийцу Бруксу Уолкеру. Колесо располагалось перпендикулярно к остальным и выдвигалось из багажника при помощи гиброцилиндров. В движение оно приводилось цепью от одной из задних полуосей.

Действующий образец приспособления успешно прошел испытания на Cadillac 1951 года.

Демонстрация работы маневрирующего пятого колеса

Однако, в серию устройство не пошло из-за громоздкого механизма, занимающего весь багажник и даже место, отведенное под бензобак. Кроме того, стоимость доработки обходилась слишком дорого.

В результате пятое колесо эксплуатировалось всего на одном автомобиле — Packard Cavalier 1953 года, принадлежавшем самому изобретателю. На этой модели колесо переехало из багажника наружу, но в действии устройство все равно выглядело довольно уморительно.

Packard Cavalier 1953 с пятым колесом Фото: Oldtimer.ru

Для грузоподъемности

Дополнительные точки опоры, несомненно, полезны при необходимости приять на борт внушительный груз. Не зря самыми привычными транспортными средствами с увеличенным числом осей и сдвоенными колесами остаются многотоннажные грузовики.

Citroen CX Break Loadrunner

Первый серийный легковой автомобиль грузового назначения с шестью осями появился во Франции в 1975 году. Он был построен фирмой Application des Procedes Tissier на базе модели Citroen CX.

Владеющий компанией инженер Пьер Тисье сохранил передний привод и знаменитую гидропневматическую подвеску, но заметно удлинил багажное отделение машины и установил под него третью ось. Толкал всю эту конструкцию 2.5-литровый бензиновый двигатель с отдачей 120 лошадиных сил. До ста километров в час развозной фургон ускорялся за 14 секунд, а его «максималка» составляла 180 километров в час.

Больше всего модель приглянулась почтовым службам, аптекам, службам скорой помощи и такси.

Citroen CX Break Loadrunner Фото: tadzio.com

Для бездорожья

Еще одна типичная область применения многоосного транспорта – бездорожье. Внедорожники с увеличенным количеством осей эксплуатируют армии некоторых стран, но существуют и гражданские экземпляры таких авто.

Mercedes-Benz G63 AMG 6x6

Один из ярчайших представителей вида – шестиколесный монстр Mercedes-Benz G63 AMG 6x6, построенный на базе военной модели G320 CDI, выпускаемой концерном Daimler AG для армии Австралии.

Роскошная версия внедорожника для арабских шейхов была разработана в 2013 году. Она использует полный привод с пятью блокируемыми дифференциалами, 5,5-литровый би-турбо мотор V8 мощностью 540 лошадиных сил (760 Нм), семидимапазонный «автомат» AMG Speedshift Plus 7G-Tronic и сдвоенный топливный бак на 160 литров.

Автомобиль весом 3850 килограммов достигает почти 6 метров в длину, ускоряется с места до «сотни» за 6 секунд, тратит по 22 литра бензина на сто километров и набирает максимальные 160 километров в час.

В России автомобиль можно было купить за 24,5 миллиона рублей. Скорее всего, желающие нашлись, ведь гонять на вездеходе по заснеженной тундре не менее весело, чем по барханам в пустыне. К настоящему моменту мелкосерийное производство G63 AMG 6x6 прекращено. На смену модели был выпущен более традиционный четырехколесный внедорожник Mercedes-Benz G500 4×4².

Испытания монстра в естественной среде обитания

Для скорости

Самые знаменитые в истории легковые шестиколесники были гоночными автомобилями, но и они использовали дополнительную ось по разным причинам.

Vauxhall Villiers – надежность

На заре развития автомобильных гонок в 1929 году британский пилот Раймонд Мэйс установил на заднюю ось своего автомобиля Vauxhall Villiers два дополнительных колеса. То есть число осей он сохранил, но заметно увеличил площадь покрышек.

В результате распространенные в ту пору «велосипедные» колеса смогли справляться с более высоким крутящим моментом, который выдавал 300-сильный двигатель автомобиля. Это помогло Мэйсу выйграть в горной гонке «Шелсли Уолш» (Shelsley Walsh), а его ноу хау затем неоднократно использовалось другими гонщиками.

Раймонд Мэйс на шестиколесном Vauxhall Villiers Фото: pinterest.com

Thunderbolt – дополнительная поддержка

В 1937 году британский гонщик и изобретатель Джордж Эйстон и специалист по аэродинамике М. Андро создали самое быстрое наземное транспортное средство в мире. Снаружи автомобиль напоминал 10-метровый самолет без крыльев, но с хвостом. В движение он приводился двумя 12-цилиндровыми авиационными моторами Rolls-Royce Schneider рабочим объемом 36,5 литра и суммарной мощностью 4700 лошадиных сил.

Несмотря на кузов из легкого сплава магния и алюминия, масса наземной ракеты достигала 7 тонн. Установить ее на две оси попросту не представлялось возможным, поэтому инженеры призвали на помощь третью ось и еще 2 колеса. Все три пары колес имели разную колею, средняя ось, как и передняя, была управляемой и несла на себе сдвоенные шины.

Схема сработала: творение британца действительно побило все действующие скоростные рекорды, разогнавшись по дну высохшего соляного озера Бонневиль до 502,43 километра в час.

Летом 1938-го года наследник Thunderbolt с десятью колесами и двускатной задней осью вернулся на Бонневиль и промчался по нему со скоростью 575,3 км/ч. Увы, до наших дней автомобиль не сохранился, сгорев на складе в Новой Зеландии после бомбардировки фашистскими самолетами. Уцелели лишь моторы, которые вошли в постоянную экспозицию Лондонского Научного музея.

Thunderbolt Фото: cochesclasicosdehoy.com

Tyrell Р34 – аэродинамика

Гоночный болид Tyrell Р34 проблем с лишним весом не испытывал. Его изобретатель, Дерек Гарнер, решил прибегнуть к помощи третьей оси ради аэродинамики.

Конструктор команды Tyrell надеялся, что снижение лобового сопротивления модели сделает ее быстрее соперников, поэтому заменил стандартные передние колеса на две пары маленьких (простое уменьшение диаметра передних колес могло бы негативно сказаться на устойчивости болида).

Новые колеса полностью скрывались за понтонами, но к удивлению Гарнера, на прямых отрезках автомобиль быстрее не стал. Зато он отлично держал повороты, благодаря чему на Гран-при Швеции 1976 года гонщики Tyrrell Джоди Шектер и Патрик Депалье заняли первые места. В общем зачете сезона они оказались третьим и четвертым соответственно.

Однако, от необычной конструкции пришлось отказаться из-за проблем, которые доставляло изготовление нестандартных сликов производителю шин Goodyear. Tyrrell получала свои маленькие покрышки (всего 10 дюймов в диаметре) в последнюю очередь, а их качество было довольно низким, что делало выступление болидов нестабильным.

Tyrell Р34 Фото: carfest.com

Для мощности

KAZ Eliica

В отличие от «собратьев-многоножек», восьмиколесные KAZ были электрокарами. Японский инженер Хироси Симидзу начал создавать электрические многоколесники с 1978 года, надеясь установить собственный рекорд скорости.

Причина, по которой автомобилю потребовались две дополнительные оси, довольно необычна: модель использовала мотор-колеса, то есть двигатели, встроенные в колесо. Иными словами, при увеличении числа таких колес отдача силовой установки автомобиля возрастала.

Негативными эффектами были высокие неподрессоренные массы, да и общий вес конструкции оказался немалым: 2 тысячи 980 килограммов на 7 метров габаритной длины. Зато модель имела низкий центр тяжести, общую отдачу в 600 лошадиных сил и сверхвысокую тягу от 8 ведущих колес. На одном заряде батарей модель проезжала до 300 километров и для гоночной машины имела впечатляющую вместительность на уровне микроавтобуса – 8 посадочных мест.

Этот KAZ смог разогнаться до 311 километров в час.

KAZ Eliica Фото: ilakkiyainfo.com

Еще большую известность приобрел восьмой по счету многоколесник Симидзу — KAZ Eliica (Electric Lithium-Ion Car). Модель была построена в 2001 году и отличалась от предшественника уменьшенными габаритами: всего 5 метров, 5-местный салон и сниженная на 600 килограммов масса. При этом мощность моторов возросла до 640 лошадиных сил, а максимальный запас хода — до 320 километров. Изменения позволили установить новый скоростной рекорд – 370 километров в час.

Автомобиль-монстр даже планировался к запуску в серию по цене 255 тысяч долларов за экземпляр (на создание первой Eliica было потрачено 4,7 миллиона долларов), но идея не «взлетела». Слишком уж несуразно выглядела машина и неясным было ее назначение.

Для красоты

Автомобили с увеличенным числом осей едва ли возможно назвать привлекательными, но успех гоночного Tyrell на время лишил автопроизводителей трезвого взгляда на вещи. В результате миру было явлено сразу несколько шестиколесных суперкаров, дополнительная ось которым, в общем-то, была совершенно ни к чему, а служила лишь для эпатажа.

Panther 6

Первым в 1977 году стал британский дорожный суперкар Panther 6, разработанный в студии Panther Westwinds. Заднемоторный кабриолет использовал две передние оси и одну ведущую – сзади. В движение он приводился внушительным 8,2-литровым мотором V8 от Cadillac Eldorado с двумя турбонагнетателями, выдающим 600 лошадиных сил и 815 Нм. В связке с трехступенчатым «автоматом» он обеспечивал суперкару разгон до 300 километров в час.

Panter 6 Фото: oldconceptcars.com

Автомобиль оснащался складным мягким верхом или съемным жестким, кондиционером, электростеклоподъемниками, телефоном, телевизором и системой автоматического пожаротушения.

До того, как компания разорилась, было выпущено всего два экземпляра Panther 6. Оба они до сих пор на ходу.

Panter 6 в действии

Covini C6W

Итальянский инженер Феруччио Ковини основал свое ателье в 1978 году. Но первый шестиколесник под названием C6W был выпущен только в 2004 году.

Как и у гоночного Tyrrell P34, передние колеса итальянского суперкара были меньше задних: 205/45 R15 против 345/25 R20. Утверждалось, что модель с тремя осями устойчивее на поворотах, эффективнее тормозит и отличается высокой пассивной безопасностью, особенно при фронтальном ударе и проколе колеса.

Новинку оснастили 434-сильным (470 Нм) двигателем V8 от Audi, шестиступенчатой механической коробкой передач и независимой подвеской всех шести колес. С ними 1302-килограммаовая модель разгонялась до 320 километров в час.

При этом стоимость двухместного автомобиля со съемным верхом удалось удержать на сравнительно низкой отметке в 165 тысяч долларов. Модель и по сей день выпускается сверхмалым тиражом, в том числе и в новой облегченной на 152 килограмма модификации С3А. Последняя ускоряется до «сотни» всего за 3,4 секунды.

Covini C6W Фото: conceptcars.com
Рейтинги На обочине Статьи Наш автоклуб
вся лента
видеофотоновости
27 августа, суббота
00:19 Стенд ЗИЛ на Московском автосалоне 20 Стенд ЗИЛ на Московском автосалоне
26 августа, пятница
23:38 Московский автосалон-2016 Московский автосалон как декларация о намерениях
19:47 Chevrolet Colorado Пикап Chevrolet Colorado обновился и получил новый V6
все новостифотовидео
самое интересное
популярноевыбор редакции
LiveCars.Ru
РекламаКонтактная информация
0 0 0 0 0